Статьи

Роботизация производства: обстоятельства меняются, ответственность перед заказчиком остаётся

Проблема роботизации российской промышленности не уходит из новостной повестки дня. Как работает интеграторам, имеющим дело с робототехникой, и чего ждать потребителям? Об этом журнал «Ритм машиностроения» беседует с Михаилом Зотовым, генеральным директором компании-интегратора «ДС-Роботикс».


— Зарубежные производители робототехники покинули российский рынок, ощутимо изменился рынок труда. Что это означает для вас как компании-интегратора?
Действительно, рынок изменился кардинально. Оборудование, с которым мы работали в последние 10 лет, сейчас попало под санкции. Все прямые поставки остановились, но это не заставило остановиться нас. Мы переориентировались на китайских поставщиков, нашли, кто может поставлять компоненты, необходимые для реализации наших решений. Ситуация понемногу восстанавливается. Понятно, что всё не будет таким, как прежде, но мы уверены, что сможем обеспечивать российские заводы роботизированными комплексами хорошего уровня.

— Видите ли вы для себя возможность параллельного импорта?
Параллельный импорт организовать несложно, да и предложения идут со всех сторон. Но есть ещё вопрос эксплуатации оборудования. Поставим, а дальше что? Гарантии, сервисная поддержка, официальная поставка запчастей — их нет, и вряд ли ситуация изменится в обозримом будущем. Серое решение хотя бы по одному компоненту нашей системы поставит под удар всю систему. Как ответственный поставщик мы себе позволить этого не можем. Но наш опыт позволяет нам решать задачи наших клиентов на другой компонентной базе.

— Вы сами какие-то компоненты делаете или у вас только поставщики?
Мы делаем законченное решение «под ключ», чтобы завод-заказчик мог сразу начать выпускать свою продукцию. Сначала проектируем, подбираем компоненты и оборудование, собираем комплекс у себя на производственной площадке, тестируем и только после того, как убедились в работоспособности, отгружаем заказчику и запускаем у него.
Роботизированный комплекс (РТК) состоит из многих комплектующих — сам промышленный робот, сварочное или окрасочное оборудование, позиционеры, компоненты системы безопасности. Их поставляют наши партнёры. Но разработка и проект решения всего комплекса, программирование — это наше. Какие-то комплектующие используем стандартные, например, электромотор нет смысла разрабатывать, его можно купить на рынке, а есть вещи, которых в стандартном виде нет — оснастка, захваты, накопители заготовок. Это мы уже сами разрабатываем и производим у себя на производстве.

— Как поменялась динамика спроса?
В течение года ситуация менялась волнообразно. Мы начали год с хорошим портфелем заказов. Значительную часть заказанного оборудования успели получить, по части же контрактов пришлось вернуть авансы, потому что оборудование не поступило из-за санкций. Мы были в непростой ситуации. Рынок замер. Заказчики не рисковали заказывать какие-то сложные системы. Из-за непредсказуемости ситуации ни у кого не было уверенности в сроках поставки и в самой возможности поставки. На то, чтобы найти новых поставщиков роботов и компонентов, требовалось время. Из-за санкций рабочим вариантом оставался только Китай. Оперативно поехать в Китай, посмотреть оборудование вживую, было сложно из-за действующих ковидных ограничений. Сейчас ситуация выправляется, заказы пошли, новые правила игры стали более или менее определёнными и понятными. Мы уже понимаем, на чём можем строить наши решения, необходимые предприятиям.

 

— Как повлияла ситуация на ваш клиентский пул?
Очень много роботов потреблял автопром. В этом году он просел больше чем на 70%, поэтому оттуда реальных заказов не было. А про остальное не могу сказать, чтобы ситуация сильно изменилась. Те, кто уже имеет опыт использования роботов на своём производстве, видят, что это решает много проблем, и продолжают устанавливать новые, уровень за уровнем роботизируя свои производственные операции. А дальше истории успеха тех, кто роботизировал своё производство, расходятся, как круги по воде, и увеличивают число наших заказчиков.

— Предприятия каких отраслей именно сейчас проявляют наибольший интерес к автоматизации?
За исключением автопрома картина принципиально не изменилась. По-прежнему много запросов от металлообрабатывающей, машиностроительной, пищевой промышленности. Чтобы ответить на ваш вопрос более конкретно, нужно больше статистики, а массовый спрос только начал осенью восстанавливаться.

— Как быстро окупаются ваши проекты?
Простого ответа здесь нет. Всё индивидуально. Когда заказчики считают окупаемость на этапе заключения договоров, получается 2–3 года. Но у нас есть реальные отзывы заказчиков, так сказать, «с полей», с совершенно иными цифрами. У одного заказчика сварочный комплекс после запуска окупился за три месяца при режиме работы 24/7, а у другого окупился за год при односменной работе и нерегулярной загрузке, то есть в целом комплекс в течение года суммарно работал примерно месяцев девять. На самом деле, как я думаю, немногие оценивают фактическую окупаемость после запуска комплекса.

— То есть всё зависит от интенсивности рабочих процессов у самих клиентов?
Если роботизированный комплекс правильно спроектирован и загружен работой, он себя быстро окупит. Оборудование рассчитано на работу 24/7. Мало кто в таком режиме работает, но и при более мягких графиках система себя окупает в оптимальные сроки. Подсчёт можно вести и по-другому. Например, поставив сварочный комплекс, мы заменяем минимум двух сварщиков. А дальше надо сравнить оплату их труда и стоимость робота. Кроме того, надо учитывать человеческий фактор, например, брак в работе, который надо переделывать. Бывает, что человек заболел. У всех на памяти 2020 год, когда людей из-за ковида просто не пускали на предприятия. Если человек отсутствует, то производство продукции тоже отсутствует, и этот процесс идёт по технологической цепочке, вынуждая простаивать другого работника, и в результате приводит к простою линии и огромным потерям, которых позволяет избежать роботизация.

— Логистические цепочки по известным причинам удлинились. Как это отражается на цене ваших решений?
Логистика, конечно, сильно изменилась, она стала дороже. Но для конечного заказчика цена решения осталась примерно на том же уровне. Просто исходное оборудование стало дешевле, что уравновесило логистику.

— У вас есть сервисная служба?
Конечно, есть. Это обязательный элемент, необходимый для гарантийного обслуживания поставляемых комплексов. Сервисная служба у нас — это те же самые специалисты, которые запускают комплекс и лучше всего его знают. Такая организация работы для нас оптимальна. Мы делаем и регулярное обслуживание, которое требуется по регламентам производителей роботов, и аварийное обслуживание. Также берём на себя техническое обслуживание оборудования сторонних заказчиков. Особенно сейчас, когда многие поставщики буквально бросили своих клиентов и им нужна помощь. Единственное, что сильно изменилось, — сроки поставки запчастей. Но и здесь мы стараемся сокращать сроки, находим наиболее быстрые маршруты поставок.

— Сегодня перед компанией стоит задача вписаться в новые условия игры. А если заглянуть вперёд, какой вы видите вашу компанию в перспективе?
С текущими вызовами мы справились — нашли новых надёжных поставщиков роботов и комплектующих, наладили логистику. Для знакомства заказчиков с новым оборудованием организовали демонстрационно-тестовую площадку и уже активно заключаем договоры. Рост заказов означает, что клиенты нам доверяют и понимают, что продукция новых поставщиков хорошего качества и с ней можно работать. В перспективе в первую очередь мы считаем необходимым убедить рынок, что в роботизации надо приходить к серийной продукции, стандартным комплексам и линиям для различных операций — сварки, упаковки и палетирования, сборки, окраски и других. Мы уже сейчас разработали несколько вариантов производственных ячеек, и в перспективе хочется увидеть их массовое применение.

— Как вы думаете, когда мы в России сами сможем производить роботов?
Своё оборудование делать сейчас очень сложно, и это касается не только роботов. Основная причина — отсутствие компонентной базы в России, всё нужно везти из-за рубежа: сервоприводы, высокоточные редукторы, электронику, даже подшипники. Собрать железо и написать софт — задача решаемая, специалисты, которые могут написать софт, в России есть.
Важно, что в России состоялись свои интеграторы роботизированных решений. Спроектировать, подобрать оборудование, разработать спецоснастку, запрограммировать роботизированный комплекс или линию — всё это мы уже можем сами. Вывод один — надо восстанавливать производство компонентов для машиностроения внутри страны. Появятся отечественные комплектующие, и сборка роботов начнётся активней.

*Журнал «Ритм машиностроения» выпуск №10, 2022г.