К 2030 году Россия должна войти в число ведущих 25 стран мира по плотности роботизации предприятий. По экспертным оценкам, на март 2025 года плотность роботизации в стране составляет 19 роботов на 10 тысяч сотрудников при среднемировом показателе в 162 штуки. Есть ли способы выполнить поставленную задачу?
Своё виденье, как ускорить процесс, есть у инжиниринговой компании «ДС-Роботикс», которая уже более 10 лет занимается разработкой и интеграцией сложных и уникальных роботизированных решений для российских предприятий. За время работы компании реализовано уже более 75 уникальных проектов в самых различных направлениях – от сварки и паллетирования до окраски и сборки электроники, получено 8 патентов на изобретения. Мы поговорили с генеральным директором «ДС-Роботикс» Михаилом Зотовым об эффективных решениях, способных ускорить роботизацию заводов России.
– Михаил Вячеславович, с 2025 года Министерство промышленности и торговли РФ запустило программу субсидирования роботизации на российских предприятиях. Как вы оцениваете её эффективность?
– Появление такой программы – хороший показатель, поскольку сделаны первые реальные шаги для того, чтобы выполнить поставленную Правительством РФ задачу – к 2030 году по числу промышленных роботов Россия должна войти в число 25 ведущих стран мира. И это крайне амбициозная цель, для её реализации, учитывая темпы мирового роста, на российских предприятиях должно появится более 100 тыс. новых роботов за 5 лет.
А темпы роста пока не вызывают оптимизма. За прошлый год предприятия закупили менее 8000 роботов. Однако на данный момент я не вижу в программе Минпромторга прорывных мер, которые сподвигнут российские предприятия ещё более активно приобретать промышленные роботизированные комплексы.
– В чём, на ваш взгляд, основные недостатки предложенной программы?
– Здесь можно выделить несколько основных блоков.
Первый – по программе Минпромторга компании смогут получить кешбэк в размере 20% от затрат на покупку и внедрение робототехнических систем. Безусловно, это приятный бонус, но сам по себе он не стимулирует желание купить. Если предприятие нацелено на техническое перевооружение, на роботизацию своего производства, конечно, оно воспользуется этим предложением, однако вряд ли стоит ожидать, что такая субсидия радикально стимулирует новый массовый спрос. Покупка промышленных роботизированных комплексов в большинстве случаев означает необходимость в новых кредитах. Не секрет, что большинство компаний развивались за счёт заёмных средств, и те, кто уже брал кредиты на развитие, разбираются с последствиями выросшей ставки и не горят желанием брать новые, несмотря на то что часть затрат на покупку роботов будет возвращена.
Во-вторых, Минпромторг предоставляет льготы по налогу на прибыль при покупке промышленного робота. Это тоже хорошая мера, но она сама по себе тоже не стимулирует спрос.
В-третьих, министерство решило компенсировать российским производителям и интеграторам робототехники половину затрат на участие в выставках, конгрессах и информационно-рекламных акциях, направленных на продвижение робототехнической продукции. Хорошая мера поддержки производителей, больше возможностей представить свою продукцию, но вновь нет ответа на вопрос «Каким образом это должно стимулировать спрос?».
С моей точки зрения, данные меры могли бы стать хорошим дополнением к другим решениям, которые бы стимулировали потребность заводов в приобретении робототехники.
– Если пока не выработаны такие стимулирующие принципы, каков же выход?
– Мы уже неоднократно, начиная с доковидного 2019 года, предлагали более широко внедрять в практику так называемые коробочные решения – роботизированные ячейки. Это помогает значительно снизить себестоимость разработки и внедрения, а также риски и затраты для предприятий – конечных пользователей. В промышленности существует большой объём задач, которые закрываются стандартными решениями. Это можно сравнить с токарным станком: агрегат один, а делать на нём можно разные детали. Вот мы и предлагаем выделить базовые решения, начать с них и сразу же сделать следующий шаг: на заводах множество сварочных постов, подавляющее большинство задач мы можем решить с помощью 3–5 стандартных РТК, выполненных на единой раме. Эти решения позволяют быстро перемещать оборудование на нужное место, разворачивать его и сразу же запускать производство. Такой подход обеспечивает гибкость и эффективность, что особенно важно в условиях поставленных задач по росту роботизации предприятий. Аналогичные решения есть и для пищевой промышленности, и для многих других направлений. Типовые решения выгодны и для небольших производственных компаний, и для заводов-гигантов.
Кроме того, сразу следует реализовать возможность параллельно брать «коробочные» РТК в аренду – так называемый шеринг роботизированных ячеек. Например, небольшая компания, выполняя конкретный заказ, нуждается в осуществлении только одной задачи, для решения которой требуется роботизированная стандартная ячейка. В этом случае можно арендовать стандартный РТК под выполнение этой задачи, а затем вернуть его. Большие компании, которые решают множество разных задач, будут иметь возможность опробовать линейку разных комплексов, убедиться в их эффективности, способности выполнять поставленные задачи и взвешенно подойти к решению о приобретении наиболее актуальных для предприятия. Типовые решения будут запущены в массовое производство в больших объёмах, а значит, они сильно подешевеют, повсеместно начнут действовать центры по их внедрению и обслуживанию, где будут работать специалисты, превосходно знающие своё оборудование, которые смогут быстро его запустить. Тогда у заводов возникнет чёткое понимание эффективности роботизации, что в конечном итоге окажет положительное влияние на спрос и послужит решению тех задач, которые ставит Правительство РФ.
Дело за малым: создание мощностей для серийного производства типовых роботизированных комплексов и механизма шеринга. Учитывая сроки и цели национального проекта, сделать это нужно как можно быстрее.
Конечно, задачи такого масштаба в сжатые сроки можно решить только при участии государства: и в части мер поддержки на организацию массового производства коробочных решений, и в части создания финансового механизма аренды, по аналогии с шерингом.
Второй важный шаг – механизм офсетных, долгосрочных контрактов на поставку гарантированных объёмов с государственными предприятиями, корпорациями и крупными потребителями. Чтобы потенциальные производители сами уверенно шли на инвестиции и создание заводов роботизированных комплексов.
И что важно, переход к такой модели развития не требует больших финансовых затрат, стимулирует предприятия к постоянному развитию и обеспечивает стабильность!
– Убедительно. Однако, помимо задач, которые может выполнить типовой РТК, на предприятиях выполняют и сложные производственные задачи…
– У нас есть цель – полностью роботизированные заводы. Мы хотим добиться того, чтобы в цехах не нужен был ручной труд человека. Поэтому роботизированная ячейка – это лишь первый шаг на данном пути. В перспективе – роботизированные линии, состоящие из множества компонентов. Эти задачи нам интересны, и сейчас мы ведём интенсивную работу по разработке сложных технических решений, которые включают в себя создание больших роботизированных линий и выполнение нестандартных заказов для отечественных заводов, что сделает их более конкурентоспособными на современном рынке.
*Журнал «Russian Business Guide» №22/307 июнь 2025, стр.30-31
Мы собираем метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, Вы должны покинуть сайт.
OK Подробнее